Во время осуществления уголовного производства в отношении несовершеннолетних суды обязаны обеспечивать точное и неуклонное применение действующего законодательства, своевременное и качественное их рассмотрение, руководствоваться: Конституцией Украины (КУ), Уголовным кодексом Украины (УК), Уголовным процессуальным кодексом Украины (УПК), положениями других нормативно-правовых актов Украины, международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины (ВРУ), в частности, Минимальными стандартными правилами ООН, касательно отправления правосудия в отношении несовершеннолетних от 29 ноября 1985 г., а также учитывать практику Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).
Основным законодательным актом, который регулирует охрану детства на Украине, является ЗУ «Об охране детства». Положения этого закона перекликаются с нормами Конвенции «О правах ребенка», одобренной резолюцией 44-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 44/25 от 20 ноября 1989 г., ратифицированной постановлением Верховной Рады Украины (ВРУ) от 27 февраля 1991 г., в которой установлено, что во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению защиты прав и интересов ребенка.
Особо отметим, что при совершении любых сделок относительно недвижимого имущества, право собственности на которое или право пользования которым имеют дети, необходимо предварительное согласие органов опеки и попечительства. Должностные лица органов опеки и попечительства несут персональную ответственность за защиту прав и охраняемых законом интересов детей при предоставлении согласия на совершение сделок относительно принадлежащего детям недвижимого имущества в соответствии со ст.12 ЗУ «Об основах социальной защиты бездомных граждан и беспризорных детей».
Согласно ч.3 ст.17 ЗУ «Об охране детства», родители или лица, их заменяющие, не имеют права без разрешения органов опеки и попечительства заключать договоры, подлежащие нотариальному удостоверению или специальной регистрации, отказываться от принадлежащих ребенку имущественных прав, осуществлять распределение, обмен, отчуждение жилья, обязываться от имени ребенка порукой, выдавать письменные обязательства.
В соответствие со ст.177 Семейного кодекса Украины (СК) среди сделок, которые не могут совершать родители без разрешения органов опеки и попечительства, является отказ от имущественных прав ребенка, к которым относится, в частности, и право пользования жилым помещением, поскольку согласно положениям ч.ч.2,3 ст.18 ЗУ «Об охране детства», дети — члены семьи нанимателя или собственника жилого помещения имеют право пользования занимаемым помещением наравне с собственником или нанимателем.
Что касается уголовного права, то уголовное производство в отношении несовершеннолетних на Украине осуществляется в общем порядке с учетом особенностей, предусмотренных главой 38 УПК, а также с обязательным соблюдением принципа обеспечения реализации несовершеннолетними лицами права пользоваться дополнительными гарантиями, установленными национальным законодательством и международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено ВРУ. Если нормы УПК противоречат такому международному договору, применению подлежат, согласно ч.4 ст.9 УПК, положения соответствующего договора.
Следует отметить, что осуществляя уголовное производство в отношении несовершеннолетних, следственные судьи и суд обязаны учитывать, что уголовное производство в отношении несовершеннолетнего лица должно быть осуществлено незамедлительно и рассмотрено в суде в первую очередь. Несоблюдение судом международных принципов осуществления уголовных производств в отношении несовершеннолетних может привести к нарушению права на справедливый суд, гарантированного ст.6 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод.
С целью обеспечения одинакового и правильного применения положений УК и УПК во время осуществления судами общей юрисдикции уголовных производств в отношении несовершеннолетних, а также с целью устранения неоднозначного толкования норм закона в судебной практике и предотвращения ошибок, действуя в соответствии с п.7 раздела XII «Переходные положения» ЗУ «О судоустройстве и статусе судей» от 02 июня 2016 г. №1402-VIII, судебная палата по уголовным делам ВССУ предоставила местным и апелляционным судам соответствующие разъяснения в своем письме от 16 января 2017 г. №223-66/0/4-17 «О практике осуществления судами уголовного производства относительно несовершеннолетних». Так, осуществляя судебный контроль за соблюдением прав человека во время досудебного расследование и судебного производства в отношении несовершеннолетних, в каждом отдельном случае следственные судьи и суд обязаны учитывать, что лицо приобретает полную уголовно-процессуальную дееспособность только по достижении совершеннолетия. При этом судам, при вынесении решений, необходимо придерживаться принципа обеспечения наилучших интересов ребенка, закрепленного в ст.3 Конвенции ООН о правах ребенка, который заключается в том, что если определенная правовая норма может по-разному толковаться, то применению подлежит то толкование, которое наилучшим образом отвечает интересам ребенка. Также, необходимо учитывать, что регламентированный процессуальным законом особый порядок осуществления уголовного производства в отношении несовершеннолетних распространяется и на лиц, которые достигли совершеннолетия во время осуществления уголовного производства и в случаях, когда лицо в одном уголовном производстве обвиняется в совершении уголовных правонарушений, часть из которых совершены до, а остальные — после достижения 18 лет.
Согласно ст.31 УПК все вопросы, независимо от особенностей порядка судебного производства, решаются судьей единолично или в соответствии с ч.ч.2,3,9 этой же статьи — коллегиально. Определение судьи (коллегии судей) в соответствии со ст.35 УПК осуществляется автоматизированной системой документооборота суда во время регистрации соответствующих материалов уголовного производства с обязательным учетом положений ст.ст.75,76 УПК и обстоятельств, исключающих участие судьи в уголовном производстве. Также следует учитывать, что судебное производство в отношении несовершеннолетнего лица или в отношении нескольких лиц, одно из которых является несовершеннолетним, осуществляется согласно ч.10 ст.31 УПК исключительно судьями, уполномоченными на осуществление уголовного производства в отношении несовершеннолетних.
Судьи, уполномоченные осуществлять уголовное производство относительно несовершеннолетних, избираются из числа судей соответствующего суда собранием судей в порядке, предусмотренном ст.18 ЗУ «О судоустройстве и статусе судей». Судам обязательно каждый раз следует выяснить наличие документов, которые подтверждают факт осуществления досудебного расследования в отношении несовершеннолетних специально уполномоченным на это следователем. Доказательства, полученные в результате проведения досудебного расследования в отношении несовершеннолетнего не уполномоченным на это субъектом, в силу п.2 ч.3 ст.87 УПК признаются недопустимыми.
Согласно п.п.1,2 ч.2 ст.52 УПК, несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому должно быть реально обеспечено его право на защиту, в т.ч. — путем обеспечения обязательного участия защитника. В каждом случае суды должны устанавливать точный возраст (число, месяц, год рождения) несовершеннолетнего. В случае если это необходимо для решения вопроса о возможности привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности, а другим способом невозможно получить эти сведения, установление возраста лица осуществляется согласно ч.2 ст.242 УПК при проведении судебно-медицинской экспертизы. При этом суды обязательно должны учитывать минимальный возраст, который был определен экспертом.
Участие защитника в судебном разбирательстве при рассмотрении уголовного производства в отношении несовершеннолетних должно быть обеспечено в судах всех инстанций вне зависимости от стадии судебного производства и субъекта обжалования. Доказательства, которые были получены вследствие нарушения права несовершеннолетнего на защиту, также признаются недопустимыми, а также, согласно ч.2 ст.89 УПК, устанавливается невозможность их исследования или прекращения исследования в судебном порядке, даже если такое исследование было начато.
Следует учесть, что осуществление защиты несовершеннолетнего и взрослого соучастников преступления одним и тем же защитником не допускается.
В случае, когда в уголовном производстве в отношении несовершеннолетнего подозреваемого берут участие его родители или другие законные представители, то их отсутствие в судебном заседании не останавливает судебное производство. Исключение составляет ситуация, когда суд признает их участие необходимым, в частности, во время допроса несовершеннолетнего, который не достиг 16-летнего возраста или если несовершеннолетний, независимо от возраста, признан умственно отсталым. Тогда допрос такого несовершеннолетнего, кроме защитника и законного представителя, согласно ч.1 ст.226 и ч.1 ст.491 УПК осуществляется в присутствии педагога или психолога, а в случае необходимости — врача. Врач привлекается для проведения допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) по решению следственного судьи, суда, если в результате совершения уголовного правонарушения несовершеннолетний получил временные психические или физические расстройства здоровья. Врач обязан внимательно следить за тем, чтобы в результате допроса несовершеннолетнему не был нанесен еще больший вред из-за некорректно поставленных вопросов, что, в свою очередь, может привести к еще большему ухудшению состояния его здоровья. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого осуществляется по правилам, предусмотренным ст.ст.226,491 УПК, включая права законного представителя, педагога, психолога или врача задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому), а также возражать против задаваемых вопросов.
Каждый раз, в соответствие с требованиями ч.2 ст.27 УПК, суд обязан проводить выяснение необходимости осуществления судебного производства с участием несовершеннолетнего в закрытом судебном заседании в течение всего судебного производства, так и отдельной его части. В случае поступления такого ходатайства со стороны несовершеннолетнего обвиняемого, его защитника или законного представителя обязательно его удовлетворить. Это требование следует из тех же международных обязательств Украины, которые предусмотрены, в частности, п.8 Минимальных стандартных правил ООН, касающихся осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних, ст.40 Конвенции ООН о правах ребенка, п.66 Замечаний общего порядка N10, 2007 года, Комитет ООН по правам ребенка, п.54 Руководящих принципов Комитета Министров Совета Европы «О правосудии, дружественном к ребенку», и судебной практике ЕСПЧ.
Также необходимо учитывать, что согласно ст.177 УПК задержание и содержание под стражей, как исключительная мера, может применяться в исключительных случаях, когда несовершеннолетний подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, и при условии, если следователь/прокурор сможет доказать, что применение другой меры пресечения не целесообразно. В ст.492 УПК содержится перечень возможных для применения мер к несовершеннолетнему подозреваемому.
Реализуя положения ч.5 ст.199 УПК, следственный судья, а также суд в соответствии с ч.3 ст.331 УПК должны учитывать, что после истечения срока действия предыдущего постановления, в случае удовлетворения ходатайства о продлении срока применения меры пресечения в виде содержания под стражей, четко указать в судебном решении о наличии другого основания или риска, предусмотренного ч.1 ст.177 УПК. Длительное содержание под стражей без определения в решении суда соответствующих оснований признается несовместимым с принципом защиты от произвола, закрепленным в п.1 ст.5 Конвенции ООН.
Согласно ч.1 ст.493 УПК кроме мер пресечения, как альтернатива, к несовершеннолетним может применяться передача под присмотр родителей, опекунов или попечителей, а к несовершеннолетним, которых воспитывают в детском учреждении, — передача их под надзор администрации этого учреждения. Такая передача возможна в случае обязательного установления следственным судьей или судом в совокупности таких обстоятельств, как:
1) сведения о личности родителей, опекунов или попечителей, а также сведения об их отношениях с несовершеннолетним дают возможность убедиться в том, что указанные лица могут осуществлять надлежащий надзор за несовершеннолетним;
2) родители, опекуны или попечители, а также несовершеннолетний предоставили согласие на передачу под надзор;
3) родителями, опекунами, попечителями, представителем администрации детского учреждения, если несовершеннолетний является воспитанником этого учреждения, предоставлено письменное обязательство обеспечить прибытие несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого к следователю, прокурору, следственному судье, в суд, а также надлежащее поведение несовершеннолетнего.
В случае передачи под надзор детского учреждения, суд обязательно должен определить лицо или группу лиц из числа педагогов, психологов, социальных работников, которые имеют положительное влияние на несовершеннолетнего, правильно оценивают содеянное им преступление, пользуются авторитетом и уважением у него, смогут обеспечить его надлежащее поведение и ежедневный надзор за ним. Кроме того, суд должен в своем решении обязательно установить перечень мероприятий, которых обязан придерживаться несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый), а именно:
— нахождение лица по месту жительства в ночное время суток;
— систематичность посещения учебного заведения;
— посещение детского психолога и т.д.
Если лицо, которое взяло обязательство о надзоре, отказывается от дальнейшего исполнения своего обязательства, необходимо сообщить об этом заранее. Тогда следственный судья, суд должен рассмотреть соответствующее сообщение, а также ходатайство о применении меры пресечения несовершеннолетнему подозреваемому согласно ст.492 УПК.
В случае если лицо совершило общественно опасное деяние после достижения 11-летнего возраста, но до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, то к такому лицу мера пресечения в виде содержания под стражей, как правило, не применяется. Лицо, совершившее общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, деяние, за которые особой частью УК предусмотрено наказание свыше 5 лет лишения свободы, может быть помещено в приемник-распределитель для детей. Срок содержания такого лица в приемнике-распределителе, несмотря на одинаковый со сроком содержания под стражей, порядок избрания, отмены или продления такого мероприятия, является значительно меньшим и составляет 30 дней. Также, срок продления его применения должен составлять 30 дней, а не два месяца, как в случае содержания под стражей.
Следует учесть, что следственный судья, суд не имеет права применять более строгую меру пресечения, чем ту, о применении которой подано ходатайство. В то же время при наличии оснований, предусмотренных ч.4 ст.194 УПК, следственный судья, суд имеет право применить более мягкую меру пресечения, чем та, которая указана в ходатайстве. В таком случае суд, руководствуясь требованиями ч.4 ст.194 и п.п.3-5 ч.1 ст.196 УПК, обязательно должен указать в резолютивной части постановления информацию об избрании меры пресечения определенного вида, а в мотивировочной части постановления указать, почему он считает недоказанными обстоятельства, которые свидетельствуют об обоснованности применения именно такой меры пресечения и недостаточность ее применения для предотвращения риска или рисков, указанных в ходатайстве, более мягких их видов, определенных в ч.1 ст.176 УПК.
Свои особенности имеет также применение других мер обеспечения уголовного производства в отношении несовершеннолетних. Так, вызов несовершеннолетнего обвиняемого осуществляется судом через его родителей или других законных представителей. Согласно ч.4 ст.135 УПК повестка о вызове несовершеннолетнего лица, как правило, вручается его отцу, матери, усыновителю или другому законному представителю. Иной порядок разрешается лишь в случае применения положений ст.489 УПК, т.е. если это обусловлено обстоятельствами, установленными в ходе уголовного производства, в том числе, если несовершеннолетний проживает отдельно.
Если несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый) находится в специальном воспитательном или медицинском учреждении, повестка или уведомление вручается непосредственно руководителю этого учреждения за три дня до проведения процессуальной части судебного действия. Такими учреждениями могут быть приемник-распределитель для детей, школа социальной реабилитации и профессиональные училища социальной реабилитации органов образования, центр медико-социальной реабилитации детей учреждений здравоохранения, специальное воспитательное учреждение Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, приют для детей, центр социально-психологической реабилитации детей, социально-реабилитационный центр (детские городки).
В случае, когда несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый) не явился по вызову суда без уважительных причин, следственный судья, суд, установив факт соблюдение законного порядка вызова несовершеннолетнего лица через родителей или других законных представителей, выносит постановление о наложении денежного взыскания на родителей или других законных представителей, и только после этого применяет привод несовершеннолетнего лица в соответствии с правилами, предусмотренными ст.140 УПК. Обращаем внимание на то, что к несовершеннолетнему свидетелю привод согласно положениям ч.3 ст.140 УПК не применяется.
К несовершеннолетнему лицу такая мера обеспечения уголовного производства, как арест имущества, которое является собственностью несовершеннолетнего, применяется на общих основаниях, кроме случаев, когда целью ареста имущества является исключительно обеспечение будущей его конфискации как вида наказания, ведь к несовершеннолетним в соответствии со ст.98 УК конфискация имущества как дополнительное наказание не применяется.
(Продолжение следует)
Оставить комментарий