Законы о «декоммунизации» (Окончание)

№317-VIII

Основная идея законодательных актов «о декоммунизации» изложена в ст. 2 «Осуждение коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов» ЗУ «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов на Украине и запрете пропаганды их символики» (№317-VIII, принят ВРУ 9 апреля, вступили в силу 21 мая 2015 г.)

Государственный режим, действовавший на территории нынешней Украины в период 1917-1991 годов назван «коммунистическим тоталитарным режимом» и объявлен «преступным и таким, что проводил политику государственного террора, которая характеризовалась многочисленными нарушениями прав человека в форме индивидуальных и массовых убийств, казней, смертей, депортаций, пыток, использованием принудительного труда и других форм массового физического террора, преследованиями по этническим, национальным, религиозным, политическим, классовым, социальным и другим мотивам, причинением моральных и физических страданий при использовании психиатрии в политических целях, нарушениями свободы совести, мысли, выражения, свободы прессы и отсутствием политического плюрализма» и, в связи с этим, «осужден как несовместимый с основополагающими правами и свободами человека и гражданина».

Режим гитлеровской Германии назван в законодательном акте «национал-социалистическим (нацистским) тоталитарным режимом» и также признан на Украине «преступным и таким, что проводил политику государственного террора, которая характеризовалась многочисленными нарушениями прав человека в форме индивидуальных и массовых убийств, казней, смертей, пыток, использования принудительного труда и других форм массового физического террора, преследований по расовым, этническим мотивам, нарушений свободы совести, мысли, выражения, свободы прессы и отсутствия политического плюрализма» и, в связи с этим, осужден «как несовместимый с основополагающими правами и свободами человека и гражданина», причем, осужден «опираясь на установленные Нюрнбергским международным военным трибуналом 1945-1946 годов факты».

ЗУ №317-VIII признаны «надругательством над памятью миллионов жертв» указанных выше режимов и запрещены на всей территории государства Украина пропаганда, изготовление, распространение, публичное использование их символики, сувенирной продукции с такой символикой, в том числе — публичное исполнение гимнов СССР, УССР, других союзных советских республик или их фрагментов.

В соответствии с принятым законом пропагандой считается: «публичное отрицание преступного характера коммунистического режима 1917-1991 годов на Украине или нацистского тоталитарного режима; распространение информации, направленной на оправдание преступного характера коммунистического или нацистского режимов, деятельности советских органов госбезопасности, установление советской власти на Украине или отдельных ее частях; распространение информации, направленной против участников борьбы за независимость Украины в ХХ веке; изготовление и/или распространение, а также публичное использование продукции, содержащей символику коммунистического, национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов». В этой связи особо внимательно нужно подходить к подготовке текстов и других авторских материалов (аудио, видео), предполагаемых к обнародованию, рассказывающих о событиях, явлениях и персоналиях, связанных с определенным периодом.

Также следует обратить внимание на то, что под определение «коммунистической символики» подпадают: изображения или фрагменты изображений государственных флагов, гербов и других символов, гимны (или их фрагменты) СССР, УССР, других союзных и автономных республик, входивших в состав Советского Союза, и других коммунистических государств; сочетание серпа и молота с пятиконечной звездой; символика компартии или ее элементы; памятники и другие изображения деятелей компартии от секретаря райкома и выше, чиновников СССР и союзных республик, а также работников советских органов госбезопасности любого уровня; памятники и другие изображения, посвященные деятельности компартии, установленные на Украине; изображение (подразумевается наверное и публикация) лозунгов компартии, цитат ее руководителей, а также работников советских спецслужб; названия административных единиц, населенных пунктов, улиц, площадей и тому подобное, а также предприятий, учреждений и организаций, содержащих имена должностных лиц компартии и коммунистического государства или КГБ, а также названия, посвященные различным коммунистическим юбилеям, самой компартии; наименование коммунистической партии; флаг, герб и другая символика гитлеровской партии и германского государства периода 1935-45 годов, а также изображения лозунгов и цитат высших партийных и государственных деятелей тогдашней Германии и должностных лиц оккупированных ею территорий.

Здесь уместным будет обратить внимание на то, что пропагандой коммунистической символики или незаконным ее использованием может быть признано употребление в публикациях или публичных выступлениях прежних наименований городов, таких например, как «Кировоград» или «Днепропетровск».

Не попали под запрет: памятники, памятные знаки и названия, связанные с сопротивлением и изгнанием нацистских (германских) оккупантов с Украины; памятники, памятные знаки и названия, связанные с развитием науки и культуры на Украине; символы сами по себе, если они не используются в виде символики тоталитарных режимов; действующие государственные флаги и гербы; символика, использующаяся в музеях, выставках, учебниках, научных трудах и других материалах образовательного и научного характера, если только это использование не направлено на отрицание преступного характера тоталитарных режимов; символика на надгробиях и вообще на кладбищах; коллекционная символика; символы используемые во время реконструкций исторических событий; государственные награды времен СССР; оригиналы боевых знамен советских времен; документы времен СССР с символикой.

Процедура декоммунизации подразумевает в том числе демонтаж памятников, изображений и прочих символов, отнесенных к «коммунистическим», переименование улиц, площадей и других объектов топонимики. По истечении двух лет действия данного закона можно с уверенностью сказать, что такое переименование проведено, о чем свидетельствует не только огромный список постановлений ВРУ, но и тысячи решений местных административных органов, новые таблички с новыми названиями улиц и населенных пунктов.

 

А КАК В ДРУГИХ ГОСУДАРСТВАХ?

Процесс декоммунизации на Украине можно оценить в сравнении с аналогичными процессами в других государствах, включая и многие события, имевшие место в Российской Федерации (сносы памятников Ленину, Дзержинскому и другим; переименования и тому подобное).

Факторами, влияющими на остроту процесса декоммунизации являются: историческое прошлое того или иного государства; его вхождение в орбиту экономических и политических интересов соседних государств; уровень политической грамотности населения; наличие и сила контраста в социальном делении общества; экономический и политический уклад жизни в конкретном государстве, а также методы взаимодействия с политическими и силовыми структурами.

В ряде государств законодательно запрещали коммунистические символы и пропаганду коммунизма.

В Чехословакии в уголовном кодексе был определен новый вид преступления, связанный с пропагандой движений, направленных на подавление прав и свобод или разжигание расовой или национальной вражды. В качестве примеров в нем упоминались нацистский и коммунистические режимы. Конституционный суд признал конституционным положение, однако отметил, что коммунистическая или нацистская идеология не является четко определенным понятием. Кроме того, отдельные действия, в случае их совершения, охватываются составами других преступлений. Учитывая это решение, позднее упоминание фашизма и коммунизма было изъято из определения этого преступления.

В 2000 г. в Венгрии была введена уголовная ответственность за распространение, публичное использование или демонстрацию нацистской свастики, знаков СС, серпа и молота, красной звезды или любых символов с их использованием. За такие действия был установлен штраф. Не было признано преступлением использование этих символов в области образования, науки, искусства с целью предоставить информацию об истории, а также действующих символов государств. Конституционный суд Венгрии признал отсутствие нарушения Конституции в этих положениях.

С 2010 г. в Литве действует запрет и уголовная ответственность за отрицание преступлений коммунистического и нацистского режимов. С 2008 г. действует административное наказание в виде штрафа за распространение и демонстрацию коммунистических и нацистских символов. Известны единичные дела о применении данного наказания.

В 1997 г. в Польше было введено уголовное наказание за пропаганду тоталитарной идеологии, в том числе нацистской и коммунистической, а также за производство, сбыт, покупку или использования продукции, связанной с такой пропагандой, в том числе коммунистической и нацистской символики. Наказание не применялось, если эти действия были совершены в научных, образовательных, художественных или коллекционных целях.

В Молдове в 2012 г. был принят запрет на использование коммунистических символов, в том числе в названиях юридических лиц (политических партий и тому подобное).

Ряд государств приняли законы относительно общего запрета тоталитарной идеологии и ее символов, но при этом отдельно коммунистическая идеология или символы не упоминались. Например, такие законодательные акты были приняты в Албании, Чехии, Германии, Италии и Словакии.

В Германии предусмотрена ответственность за использование символики запрещенных партий. В 1956 г. Конституционный суд ФРГ запретил Коммунистическую партию Германии и ее символику. Однако в 1969 г. была образована другая Немецкая коммунистическая партия, которая действует сегодня и использует коммунистические символы, в частности, сочетание серпа и молота с пятиконечной красной звездой. Отметим, что в Германии уголовная ответственность не применяется, если запрещенные символы используются с целью исследования, науки, образования, а также с художественной целью или целью преподавания информации об исторических событиях или с другой похожей целью.

В Австрии, Беларуси, Бразилии, Франции, Российской Федерации установлена уголовная ответственность за использование нацистской символики и за осуществление нацистской пропаганды.

 

О НЕКОТОРЫХ СЛОЖНОСТЯХ

В украинском государстве прогноз результатов декоммунизации необходимо делать с учетом наличия некоторой полярности во взглядах населения в разных регионах. Основной массив населения целого ряда регионов имеет вполне спокойное отношение к коммунистической символике и советской прошлому в целом, что обусловлено целым рядом факторов.

При оценке результатов и последствий декоммунизации следует отметить и тонкую грань между защитой от антигуманных идей и свободами, в частности — свободой слова. А так же помнить, что сама идея может быть самой гуманной, а вот методы ее реализации — бесчеловечными.

Запрет на использование символов является в некотором роде вмешательством в свободу выражения мнений, свободу ассоциаций, свободу мирных собраний и в реализацию избирательного права. Такое вмешательство нельзя признать полностью допустимым. Но невозможно игнорировать факт наличия таких законодательных актов, невыполнение требований которых может привести к определенным в них санкциям в отношении тех или иных лиц.

Рассуждая в разрезе идеи о незыблемости прав и свобод человека, мы говорим, что любые ограничения прав и свобод должны соответствовать закону, а сам закон не может нарушать прав и свобод человека. Это требует от каждого законодательного акта определенной четкости и предсказуемости. Закон должен быть четко формально определенным и не иметь двоякого толкования. Любое ограничение прав человека может осуществляться исключительно с целью защиты прав и свобод других, защиты общественного порядка, территориальной целостности или государственного суверенитета. Закон должен быть обязателен для каждого члена общества данного государства и его принятие, вместе с ограничением и ответственностью, должны быть обусловлены имеющейся социальной необходимостью и гарантиями. Однако эти установки — из области некоего идеального представления о том, как быть должно. В реальности же любая власть в современном мире основана на установление приоритета интересов тех или иных меньшинств (групп, страт) над интересами большинства населения; любые законодательные акты власти, оформленной в государственное образование, в определенной мере всегда будут применяться избирательно, учитывая невозможность их однозначного, повсеместного, одновременного и одинакового применения к каждому индивиду. Об этом следует помнить и этим руководствоваться во всех взаимоотношениях с той властью, которой вы, как субъект и объект правовых отношений не обладаете и на которую не можете воздействовать с целью изменения ее параметров.

Анализ заключений Венецианской комиссии Совета Европы говорит о том, что перечень запрещенных символов должен быть исчерпывающий. То есть, в законе необходимо наличие четкого исчерпывающего перечня запрещенных символов вместе с их изображениями.

Преждевременно считать четким положения, запрещающие аудиовизуальные произведения на телевидении и радио. Во многих произведениях достаточно сложно определить, в нем однозначно создается положительный образ, или что-то оправдывается.

Определением пропаганды является «отрицание преступного характера» режима, однако это понятие также является очень нечетким. Критерии запрета являются существенной практической проблемой. Человек может не осознавать, что нарушает закон из-за подобных нечетких формулировок. Закон не содержит решений этих практических вопросов, что создает поле для субъективного подхода.

Фактом ограничения свободы слова является то, что невозможно установить ответственность за оценочные суждения или запрещать их. Наказание должно касаться только распространения ложных фактов.

Сложной проблемой является четкость определения необходимости запрета. Он не может основываться на целесообразности, а должен диктоваться прямой угрозой территориальной целостности и государственному суверенитету, общественному порядку или правам и свободам, если при этом эту угрозу нельзя устранить иным путем. Доказать такую необходимость в каждом конкретном случае может быть сложно, учитывая то, что закон не связывает использование символики с определенными запрещенными целями, а сам факт использования уже является правонарушением. При таких условиях невозможно будет доказать справедливую необходимость применения наказания за использование символов, если лицо не имело при этом каких-либо четко выраженных преступных целей. С другой стороны, на практике осуждение будет происходить по факту использования символа, а цели вообще не будут приниматься во внимание. Это все приведет к нарушению прав человека и созданию порочной практики злоупотребления законодательными нормами.

 

САНКЦИИ

Принятый закон отдельно предусматривает уголовное наказание за использование коммунистических символов в виде лишения или ограничения свободы. Международное право всегда очень тщательно подходит к возможности осуждения к лишению свободы за публикации в прессе. Можно назвать считанные решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), где это признавалось допустимым и чаще всего речь шла не о лишении свободы, а о штрафе. В случае лишения свободы, например, за обычное цитирование например лидеров КПСС — это скорее всего будет признано непропорциональным наказанием.

Ожидается, что деятельность предприятий, учреждений и организаций, которые в установленный срок не привели свои названия, документы, символику в соответствие с законом, в случае выявления и фиксации данных фактов — будет прекращена в судебном порядке. Это касается и общественных организаций и политических партий, а также медиа, действия которые будут определны как нарушающие установленные законодательным актом требования.

Лица, которые будут изготавливать или распространять коммунистическую или нацистскую символику или пропагандировать коммунистический или нацистский режим, будут привлечены к уголовной ответственности. Для этого принята новая редакция ст. 4361 Уголовного кодекса Украины. Деяния, перечисленные в данной статье: «изготовление, распространение, а также публичное использование символики коммунистического, национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов, в том числе в виде сувенирной продукции, публичное исполнение гимнов СССР, УССР, других союзных и автономных советских республик или их фрагментов на всей территории Украины, кроме случаев, предусмотренных частями второй и третьей ст.4 ЗУ «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов на Украине и запрет пропаганды их символики».

Санкция, предусмотренная статьей: наказание в виде ограничения свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на тот же срок, с конфискацией имущества или без таковой. Те же действия, совершенные лицом, которое является представителем власти, или совершенные повторно, или организованной группой, или с использованием средств массовой информации, наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой.

 

В РАЗВИТИЕ ТЕМЫ

Продолжением плеяды законов «о декоммунизации» стало принятие ВРУ закона «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно запрета изготовления и пропаганды георгиевской (гвардейской) ленты». Данным актом установлен административный штраф за публичное использование, демонстрацию и ношение ленточки с ее конфискацией.

 

Окончание. Начало в «Имею право» за июнь 2017 года

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*