Многие сограждане считают, что самые страшные- законы, которые лишают льгот, увеличивают возраст выхода на пенсию… Но вот, 17 мая 2018 г. был принят ЗУ «О применении трансплантации анатомических материалов человеку», который вступит в силу с 1 января 2019 г. В этой публикации мы рассмотрим основные его положения до вступления их в силу с целью подготовить соотечественников к новому витку взаимоотношений в обществе и с государством.
Проблема трансплантации органов не нова ни в медицине, ни в юриспруденции. Но указанный закон — первый нормативный акт, который урегулировал основы взаимоотношений в этой сфере на Украине. Причем, исходя из публикаций в общедоступных источниках, отношения эти существуют давно и пребывали в «тени» не только от общественного, но и от государственного регулирования.
Правовое регулирование трансплантологии существует во многих государствах, но границы между ними редко были препятствием для проведения подобных операций. Пациентам достаточно было выехать в другое государство, где данный вид отношений был разрешен и урегулирован нормами права.
Нравственная сторона этой проблемы также предмет давних споров. Но на сегодняшний момент развитие медицины и общественных взглядов позволяет положительно рассматривать вопрос о пересадке органов от одного лица другому. Умеренных противников волнует как правило не сам факт, но, прежде всего, осведомленность донора о будущей операции, пассивным участником которой он станет, и его добровольное согласие на такие действия.
Особую обеспокоенность представляет т.н. «посмертное согласие донора», когда выяснить действительность намерений уже невозможно. Особенно, если человек ушел из жизни при загадочных обстоятельствах. Или в случаях (а таких, судя по всему, — большинство), когда факт установления «уже наступившей смерти» донора зависит от критериев, установленных в отраслевых стандартах, принятых под контролем структур, заинтересованных в развитии трансплантологии. Один из сложнейших вопросов в сфере трансплантологии связан с всё чаще высказываемым мнением о том, что для трансплантации пригодны лишь те внутренние органы, которые изымают из тела ещё… живого донора. И, как предполагают или даже утверждают некоторые эксперты (знающие люди), преодолеть «возникающий барьер» помогают стандарты, которыми установлены критерии определения «жив пациент», «мертв пациент» или, образно выражаясь, «он как бы уже мёртв и этого достаточно…»
Не менее важны для пациентов вопросы об адекватной стоимости медицинских услуг, их качестве, гарантиях и последствиях для организма донора и реципиента.
По закону трансплантацию осуществляют на следующих принципах: добровольности; гуманности; анонимности; предоставления донорских органов потенциальным реципиентам по медицинским показаниям; кроме гемопоэтических стволовых клеток — бесплатности (!?), соблюдения очередности (кроме семейного и перекрестного донорства); достойного отношения к телу донора в случае посмертного донорства.
Трансплантацию должны применять исключительно при наличии медицинских показаний, при невозможности сохранения жизни или восстановления здоровья больного другими методами лечения, и осуществлять в соответствии с отраслевыми стандартами в сфере здравоохранения с согласия объективно информированного дееспособного лица (реципиента), кроме случаев, предусмотренных рассматриваемым ЗУ.
Невозможность сохранения жизни или восстановления здоровья больного другими методами лечения и наличие у него медицинских показаний для применения трансплантации устанавливает консилиум врачей соответствующего учреждения здравоохранения, в котором больной пребывает на лечении или диспансерном учете.
В случае если реципиент не достиг 14-летнего возраста или признан в установленном законом порядке недееспособным, трансплантацию применяют «с согласия объективно информированных» его родителей или других законных представителей. Относительно реципиентов в возрасте от 14 лет или признанных в установленном законом порядке ограниченно дееспособными, трансплантацию применяют с согласия этих «объективно информированных лиц».
В случае если реципиент пребывает в неотложном состоянии, которое составляет прямую и неотвратимую угрозу его жизни, медицинская помощь с применением трансплантации может быть предоставлена без согласия реципиента, его родителей или других законных представителей.
Если непредоставление согласия на трансплантацию может привести к тяжелым для реципиента последствиям, лечащий врач обязан объяснить это пациенту. Если после предоставленных врачом разъяснений тот даст отказ от применения трансплантации, врач вправе предложить реципиенту предоставить письменное заявление об отказе. В случае отказа реципиента предоставить такое письменное заявление или невозможности ее предоставления, в том числе по состоянию здоровья, врач составляет соответствующий акт в присутствии свидетелей.
В случае если живым донором является близкий родственник или член семьи реципиента (семейное донорство), решение о возможности или невозможности применения трансплантации принимает консилиум врачей учреждения здравоохранения, где пребывает реципиент, по результатам определения иммунологической совместимости донора и реципиента. Соответствующую информацию вносит в Единую государственную информационную систему трансплантации один из субъектов, указанных в части 11 ст.11 рассматриваемого ЗУ.
Решение о возможности применения трансплантации реципиенту анатомического материала от донора, чья смерть установлена [специалистами медицинского учреждения, осуществляющего трансплантацию], определенного Единой государственной информационной системой трансплантации, или о невозможности применения трансплантации этого анатомического материала данному реципиенту с указанием причин принимает консилиум врачей учреждения здравоохранения, в письмо (список) ожидания которого включен реципиент, с составлением соответствующего акта по форме и в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной программы в сфере здравоохранения.
Живым донором анатомических материалов может быть только совершеннолетнее дееспособное физическое лицо.
Изъятие анатомических материалов у живого донора возможно в случае семейного донорства или перекрестного донорства.
Изъять анатомические материалы, способные к регенерации (самовосстановлению), в том числе гемопоэтические стволовые клетки, могут также у живого донора, не являющегося близким родственником или членом семьи реципиента.
Закон запрещает изъятие анатомических материалов у живых лиц:
— которых содержат в местах отбывания наказаний и предварительного заключения;
— граждан иных государств и лиц без гражданства, незаконно находящихся на Украине;
— страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
— имеющих заболевания, которые могут перейти к реципиенту или повредить его здоровью, кроме случаев наличия информированного согласия реципиента;
— предоставивших ранее орган или часть органа для трансплантации;
— беременных.
У живого донора могут быть изъяты анатомические материалы только при наличии его добровольного и осознанного согласия на донорство анатомических материалов, предоставленное в письменном виде, после предоставления донору врачом объективной и доступной информации о возможности возникновения осложнений для его здоровья, а также о его правах в связи с донорством.
В письменном согласии живой донор должен указать о своей осведомленности относительно возможных последствий изъятия у него анатомических материалов.
Лицо, ранее давшее согласие стать живым донором, имеет право письменно отказаться от такого согласия.
Порядок предоставления письменного согласия живого донора на изъятие у него анатомических материалов и письменного отказа от ранее предоставленного такого согласия, а также их образец устанавливает Кабинет Министров Украины.
Сведения о предоставленном живым донором письменном согласии на изъятие у него органов (анатомических материалов) не позднее 3 рабочих дней с момента предоставления такого согласия уполномоченные на это лица, определенные частью 11 ст.11 ЗУ, вносят в Единую государственную информационную систему трансплантации. Информацию об отказе от предоставленного ранее согласия стать живым донором уполномоченные на это лица безотлагательно должны внести в Единую государственную информационную систему трансплантации.
Для трансплантации у живого донора может быть изъят только один из парных органов или часть органа, или часть другого анатомического материала, в том числе клетки.
Удаление анатомического материала у живого донора разрешено законом при наличии заключения консилиума врачей о возможности такого изъятия после полного медицинского обследования донора при условии, что нанесенный его здоровью вред будет меньше, чем опасность, угрожающая жизни реципиента.
Условия изъятия анатомических материалов у живого донора, а также перечень анатомических материалов, разрешенных к изъятию у живого донора (в том числе анатомических материалов, способных к регенерации (самовосстановлению), утверждает центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны здоровье (т.е. — профильное министерство).
Каждое совершеннолетнее дееспособное лицо вправе предоставить письменное согласие или несогласие на изъятие органов (анатомических материалов) из его тела для трансплантации и/или изготовления биоимплантов после определения его состояния как необратимая смерть (смерть мозга или биологическая смерть) в соответствии с законом (далее — согласие или несогласие на посмертное донорство).
Каждое совершеннолетнее дееспособное лицо имеет право в любое время: подать письменное заявление об отзыве своего письменного согласия или несогласия на посмертное донорство; предоставить новое письменное согласие или несогласие на посмертное донорство.
После внесения указанных сведений в Единую государственную информационную систему трансплантации отметки о предоставлении лицом согласия или несогласия на посмертное донорство и об изменении этого волеизъявления по желанию лица вносят в паспорт гражданина Украины и/или водительское удостоверение на право управления транспортными средствами в порядке, установленном законодательством.
Каждое совершеннолетнее дееспособное лицо имеет право назначить своего полномочного представителя, который после смерти этого лица предоставит согласие на изъятие из его тела анатомических материалов для трансплантации и/или изготовления биоимплантов. Полномочным представителем может быть только совершеннолетнее дееспособное лицо, которое сознательно и добровольно дало согласие.
В случае если умерший не выразил при жизни своего согласия или несогласия на посмертное донорство, не определил своего полномочного представителя, и это установлено трансплант-координатором по данным Единой государственной информационной системы трансплантации, согласие на изъятие анатомических материалов для трансплантации и/или изготовления биоимплантатов из тела такого лица после определения его состояния как необратимая смерть в соответствии с законом запрашивает трансплант-координатор лично у второго супруга или у одного из близких родственников этого лица (дети, родители, родные братья и сестры).
В случае отсутствия супруга или близких родственников, согласие на изъятие анатомических материалов для трансплантации и/или изготовления биоимплантов из тела умершего запрашивает трансплант-координатор у лица, которое обязалось похоронить умершего.
Выводы о дальнейшей судьбе своих органов каждый гражданин может сделать самостоятельно, а если он это не сделает, то за него это сделают родственники.
Наверняка, по факту сложности темы, мы еще вернемся к её более тщательному осмыслению в последующем, особенно если у наших читателей возникнут вопросы в связи с описываемой здесь проблематикой.
Оставить комментарий