Свобода совести, взаимоотношения церкви и государства на Украине

Согласно статье 8 Конституции Украины сам Высший закон государства — так ещё называют Конституцию — имеет высшую юридическую силу, а законы и другие нормативно-правовые акты разрабатывают и принимают на её основе и должны ей соответствовать.

В Конституции Украины гражданам Украины даны равные права и свободы в области религиозных убеждений (Раздел II ст.24).

В Разделе II Конституции «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» в статье 35 закреплены следующие права:

«Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность.

Осуществление этого права может быть ограничено законом только в интересах охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других людей.

Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа — от церкви. Никакая религия не может быть признана государством как обязательная.

Никто не может быть освобожден от своих обязанностей перед государством или отказаться от исполнения законов по мотивам религиозных убеждений. В случае если исполнение воинской обязанности противоречит религиозным убеждениям гражданина, исполнение этой обязанности должно быть заменено альтернативной (невоенной) службой».

Отдельным абзацем выделено то, что Церковь и религиозные государства отделены от государства, а школа от церкви. Ни одна религия не может быть признана государством как обязательная.

Существенной особенностью нынешнего общества на Украине есть наличие де-факто и де-юре нескольких крупных религиозных объединений и зачастую искажённого толкования их места в общественно-политическом поле при периодически возникающем тенденциозном правовом анализе и осмыслении всех происходящих процессов, а затем попытках политического оформления их в законодательном поле Украины.

Можно, безусловно, дискутировать в общественно-политическом поле, насколько данное условие в Украине носит исторический, внешний или внутренний характер, но для правоведа есть бесспорным то, что без создания современной эффективной системы противодействия различного рода нарушениям в религиозной жизни Украины вряд ли возможна реальная и успешная консолидация или реформы общественной жизни.

Прежде всего, следует отметить определённую недостаточность и ограниченность традиционного политического подхода к имеющим место религиозным течениям на Украине, к различного рода проявлениям ксенофобии и этнофобии, экстремизма, религиозной нетерпимости.

Этот подход, как правило, заключен в анализе лишь политических причин, форм и разновидностей их проявлений в общественно-политической жизни при игнорировании не только юридического начала, но также и внутрицерковных уставов и норм, которые, несомненно, нужно относить к очень деликатным вопросам свободы совести и мировоззрений.

Во избежание нарушений и воздействия внутриполитических факторов на гарантированные Конституцией свободы принят Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» которым гарантировано право на свободу совести гражданам Украины и осуществление этого права; обеспечение в соответствии с Конституцией Украины, Декларацией о государственном суверенитете Украины и нормами международного права, признанными государством Украина, социальной справедливости, равенства, защиты прав и законных интересов граждан независимо от их отношения к религии; определение обязанностей государства по отношению к религиозным организациям; определение обязанностей религиозных организаций перед государством и обществом; преодоление негативных последствий государственной политики по отношению к религии и церкви; гарантирование благоприятных условий для развития общественной морали и гуманизма, гражданского согласия и сотрудничества людей независимо от их мировоззрения либо вероисповедания, право на свободу совести, равноправие граждан независимо от их отношения к религии, отделение церкви (религиозных организаций) от государства.

Среди подзаконных нормативных актов определенное значение имеет и Указ президента Украины «О мерах по возвращению религиозным организациям культового имущества» от 4 марта 1992 г.

Законодатель подчеркнул равноправие граждан независимо от их отношения к религии, говорит о роли религиозных организаций в общественной жизни, их юридическом оформлении.

К религиозным организациям законодатель отнес религиозные общины, управления и центры, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения, а также объединения, состоящие из вышеуказанных религиозных организаций.

Религиозная община признана религиозной организацией верующих одного и того же культа, вероисповедания, (направления, течения или толка, которые добровольно объединились с целью удовлетворения религиозных потребностей и государство признает право религиозной общины на ее подчиненность в канонических и организационных вопросах любым действующим на Украине и за её пределами религиозным центрам (управлениям) и свободное изменение этой подчиненности.

Религиозные организации, руководящие центры которых пребывают за пределами Украины, могут руководствоваться в своей деятельности установками этих центров, если при этом не будет нарушено действующее законодательство Украины.

Религиозные управления и центры вправе основывать монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), а также создавать духовные учебные заведения для подготовки священнослужителей и служителей иных необходимых им религиозных специальностей, которые действуют на основании своих уставов (положений).

Религиозная организация будет признана юридическим лицом с момента регистрации ее устава (положения), который не должен противоречить действующему законодательству.

Осуществление свободы исповедовать религию или убеждения гарантированы и тем, что никто не имеет права требовать от священнослужителей сведений, полученных ими при исповеди верующих и подлежит лишь тем ограничениям, которые необходимы для охраны общественного порядка, жизни, здоровья и нравственности населения, прав и свобод других граждан.

Важность обеспечения осуществления свободы исповедования религии или иных убеждений подчеркнута тем, что законодатель предусмотрел уголовную ответственность за нарушение равноправия граждан в зависимости от отношения к религии (п.3 ч.1 ст.67 Уголовного кодекса Украины) и за препятствование отправлению религиозных обрядов, а также других действий на религиозной почве (ст. 161, 178-180 УК Украины).

Также к законодательству, защищающему права религиозных общин, можно отнести Указ президента Украины №279 от 21 марта 2002 г. «О незамедлительных мероприятиях по завершающему преодолению негативных последствий тоталитарной политики бывшего Союза ССР в отношении религии и восстановлению нарушенных прав церкви и религиозных организаций».

Исторически правовое поле подавляющего большинства государств Европы было сформировано в тесном сотрудничестве церковных и государственных институтов. Именно поэтому в законодательстве ряда государств наряду с регулировкой взаимоотношений религиозных организаций и государства нашли отражение морально-нравственные нормы, положительно повлиявшие и на культурный облик народов, и на уровень их правосознания. Опыт других многих государств в этом вопросе подсказывает, что Конституция определяет полномочия государства регулировать общественные отношения с участием религиозных институтов отдельным законом.

Из подобного правового поля выросли и многие международные и европейские документы, такие как:

Всеобщая Декларация прав человека (принята и провозглашена на Генеральной Ассамблее ООН 10 декабря 1948 г.) Преамбула. Ст.1, 2, 7, 18, 19, 29;

Международный пакт о гражданских и политических правах (принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 16 октября 1966 г., Украиной ратифицирован и принят 23 марта 1976 г.) Преамбула, ст.2, 18, 19, 26;

 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят резолюцией Генеральной Ассамблее ООН 16 декабря 1966 г., Украиной принят 19 октября 1973 г.) Ст.3, 13;

Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений (Принята резолюцией Генеральной Ассамблее ООН 25 ноября 1981 г.). Преамбула, ст. 1,2, 3, 4, 6, 7, 8;

Конвенция о защите прав человека и основополагающих свобод (Рим, 4 ноября 1950 г., ратифицирована Верховной Радой Украины от 17 июля 1997 г.) Преамбула, ст. 1, 9, 10,14;

Декларация принципов толерантности (принята в Париже на 28 сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 25 октября — 16 ноября 1995 г.) Преамбула, ст.1, 5.

20 декабря 2018 г. Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект №5309, который внес поправки в статью 12 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях».

17 января 2019 г. Верховная Рада Украины приняла закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно подчиненности религиозных организаций и процедуры государственной регистрации религиозных организаций со статусом юридического лица)» №4128-д., который внёс новые изменения в ЗУ «О свободе совести и религиозных организациях», вступающие в противоречие основному закону — Конституции Украины (Раздел II ст.24, ст.35, ст.37) и Статье 5 самого ЗУ «О свободе совести и религиозных организациях» об «Отделении церкви (религиозных организаций) от государства».

Суть противоречий в следующем:

Закон Украины от 20 декабря 2018 г. №2662-VIII «О внесении изменения в статью 12 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» относительно названия религиозных организаций (объединений), которые входят в структуру (являются частью) религиозной организации (объединения), руководящий центр (управление) которой находится за пределами Украины в государстве, которое законом признано осуществившим военную агрессию против Украины и/или временно оккупировавшим часть территории Украины» Верховная Рада Украины постановляет:

I. Статью 12 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» (Ведомости Верховной Рады УССР, 1991 г., №25, ст.283; Ведомости Верховной Рады Украины, 1994 г., №13, ст.66 с последующими изменениями) дополнить частями седьмой и восьмой следующего содержания:

«Религиозная организация (объединение), которая непосредственно или как составная часть другой религиозной организации (объединения) входит в состав (является частью) религиозной организации (объединения), руководящий центр (управление) которой находится за пределами Украины в государстве, которое законом признано осуществившим военную агрессию против Украины и/или временно оккупировавшим часть территории Украины, обязана в своем полном названии, указанном в ее уставе (положении), отражать принадлежность к религиозной организации (объединению) за пределами Украины, в которую она входит (частью которой она является), путем обязательного воспроизведения в своем названии полного уставного названия такой религиозной организации (объединения) с возможным добавлением слов «в Украине» и/или обозначения своего места в структуре иностранной религиозной организации.

Вхождение религиозной организации (объединения) в религиозную организацию (объединение), указанную в части седьмой настоящей статьи, определяется в случае наличия одного из следующих признаков:

1) В уставе (положении) религиозной организации, действующей на Украине, содержатся указания на вхождение в структуры религиозной организации (объединения), руководящий центр (управление) которой находится за пределами Украины;

2) В уставе (положении) зарубежной религиозной организации (объединения), руководящий центр (управление) которой находится за пределами Украины в государстве, которое законом признано осуществившим военную агрессию против Украины и/или временно оккупировавшим часть территории Украины, содержатся указания на вхождение в ее структуры религиозной организации (объединения), которая действует на территории Украины, а также на право принятия уставными органами управления указанной зарубежной религиозной организации (объединения) решений канонических и организационных вопросов, которые являются обязывающими для религиозной организации (объединения), действующей на территории Украины;

3) Уставом (положением) религиозной организации (объединения), руководящий центр (управление) которой находится за пределами Украины в государстве, которое законом признано осуществившим военную агрессию против Украины и/или временно оккупировавшим часть территории Украины, предусмотрено обязательное вхождение руководителей (полномочных представителей) религиозной организации (объединения), которая действует на территории Украины, в уставные органы управления указанной зарубежной религиозной организации (объединения) с правом решающего голоса».

В международном правовом поле положения комментируемой статьи не соответствуют содержанию ст.18 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст.9 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека. «Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания». То есть, это право гарантировано государством лицам, которые находятся на Украине, а не только собственным гражданам. Указанная свобода вбирает в себя как право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, так и беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность.

17 января 2019 г. Верховная Рада Украины приняла закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно подчиненности религиозных организаций и процедуры государственной регистрации религиозных организаций со статусом юридического лица)» (№4128-д). Законом внесены изменения в закон «О свободе совести и религиозных организациях», которыми определено, что религиозная община по своему усмотрению принимает новых и исключает существующих членов общины в порядке, установленном ее уставом (положением).

В этом законе также указано, что решение об изменении подчиненности и внесении соответствующих изменений или дополнений в устав принимает на общем собрании религиозная община. Такое общее собрание религиозной общины может быть созвано её членами. Решение об изменении подчиненности и внесении соответствующих изменений или дополнений в устав должны быть приняты не менее чем двумя третями от количества членов религиозной общины, необходимых для признания полномочным общего собрания религиозной общины в соответствии с ее уставом (положением). Определено, что решение об изменении подчиненности и внесении соответствующих изменений или дополнений в устав заверяют своими подписями члены соответствующей религиозной общины, которые поддержали такое решение.

Согласно новой редакции закона, регламентирующего деятельность религиозных общин, для принятия решения о переходе из одной юрисдикции в другу необходимо большинство голосов в две трети членов общины (ранее предлагали принимать подобные решения простым большинством). Те, кто голосует, должны лично подписаться под решением. Термина «самоидентификация» в новой версии закона нет, а определение критериев членства людей в общинах законодатель оставил за самими религиозными общинами.

Таким образом, можно говорить о следующем.

Согласно статье 8 Конституции Украины сама Конституция имеет высшую юридическую силу, а законы и другие нормативно-правовые акты должны быть приняты на ее «фундаменте» и полностью должны соответствовать её содержанию.

В свою очередь, Закон Украины «Об объединениях граждан» имеет равную правовую силу наряду с Законом Украины «О свободе совести и религиозных организациях», а значит определять конкретный перечень «других» актов этот закон «Об объединении граждан» конституционных полномочий не имеет.

Вопрос перехода религиозной организации (общины) из одной юрисдикции в другую должен быть решен исключительно на собраниях религиозной общины, а не территориальной. Поэтому все решения, которые принимают на собраниях территориальной общины относительно вопросов религии, есть и должны быть признаны незаконными и, следовательно, не могут быть исполненными.

Из вышесказанного следует вывод: вмешательство территориальных общин в деятельность религиозных организаций будет нарушением статей 11, 35, 37, 140 Конституции Украины, следствием чего может быть призвание отдельных должностных лиц к ответственности по статьям 161, 178, 179, 180, 341 Уголовного Кодекса Украины.

Согласно пункту 11 статьи 92 Конституции Украины, исключительно законами Украины могут быть определены основы создания и деятельности политических партий, других объединений граждан, средств массовой информации. Как видно, в этом перечне нет прямой ссылки на церковь, религиозные организации.

Поскольку в Конституции Украины аналогичной нормы нет, то выходит, что церковь, религиозные организации не попадают в перечень субъектов, с которыми государство выстраивает правоотношения через принятие отдельного закона.

Очевидно, что статья 35 Конституции Украины направлена на консолидацию народа Украины, гармонизацию отношений между верующими и атеистами, на предоставление каждому, несмотря на его отношение к религии, равных прав и возможностей, на привитие обществу веротерпимости, а в целом на обеспечение взаимопонимания, спокойствия и взаимоуважения среди всего населения, на преодоление искажений и предубеждений, что, без сомнения, есть одним из основных факторов в процессе стабилизации общественных процессов.

Также и Европейский суд по правам человека в подобных ситуациях усматривает нарушение прав. Например, ЕСПЧ в решении по делу «Ставропигиальный монастырь святого Иоанна Златоуста против бывшей югославской Республики Македония» установил, что имело место нарушение статьи 11 Конвенции, истолкованной в свете статьи 9 и обязал государство к справедливой компенсацию в размере 3 тыс. евро.

У большинства верующих людей, относящих себя к тому или иному традиционному религиозному течению, закрепившемуся в мировоззрении его приверженцев на протяжении десятков или сотен лет, в основном всегда преобладает позиция, утверждающая, что в светском государстве каждая религиозная общность, сформировавшая свой церковный или другой высший вероисповедной институт, имеет исключительное право определять нормы и правила для своей организации. Любое вмешательство со стороны государственных структур или со стороны других религиозных организаций — чревато ростом напряжения в обществе и государстве и, следовательно, никак не способствует укреплению государства и построению в нем солидарного общества, основанного на взаимной терпимости, равных свободах и правах для всех жителей страны. Поэтому преодоление межрелигиозных распрей не может быть выстроено иначе, как на добровольном согласии самоопределяющихся религиозных общин и стоящих над этими общинами религиозных центров, без вмешательства государственных институтов.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*